Согласие на использование Cookies
Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и аналогичные технологии.

Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с нашей политикой обработки персональных данных.
Согласие на использование Cookies
Настройки Cookies
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.

Другие файлы cookie можно настроить вручную.
Обязательные файлы cookie
Всегда включены. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они активируются в ответ на ваши действия, например при выборе настроек конфиденциальности или при заполнении форм.
Аналитические файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, которая помогает нам понять, как пользователи взаимодействуют с нашими сайтами, насколько эффективны наши маркетинговые кампании и как мы можем адаптировать сайты под ваши потребности. Ознакомьтесь со списком используемых нами аналитических файлов cookie здесь.
Полезные знания
Исковая давность
Сроки исковой давности в арбитражном процессе.
В этой статье мы постараемся просто и понятно объяснить, что такое исковая давность, как она работает в арбитражном процессе и почему её знание может сыграть вам на руку.
Если вы руководитель компании или индивидуальный предприниматель, то наверняка сталкивались с ситуациями, когда контрагент длительное время не исполняет свои обязательства или, наоборот, предъявляет к вам требования в связи с длительным неисполнением обязательств. В таких случаях важно помнить о таком понятии, как срок исковой давности.
Что такое срок исковой давности?.
Это период времени, в течение которого Вы можете обратиться в суд за защитой своих прав. Если Вы подали иск позже этого срока, ответчик может ходатайствовать о применении срока исковой давности. Применение срока исковой давности влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Пример:

Ваш контрагент не платит за поставленный товар уже 4 года. Общий срок исковой давности составляет 3 года. Если вы попытаетесь взыскать долг через суд, контрагент может сослаться на истечение срока исковой давности, и суд откажет вам в иске.
В спорах между предпринимателями (или юридическими лицами) важно понимать, если контрагент не заявит об истечении срока исковой давности, то суд НЕ может его применять.
Какие сроки исковой давности существуют?
Общий срок исковой давности составляет 3 года. Однако для некоторых категорий споров установлены специальные сроки, что, к сожалению, не всегда учитывают юристы, в связи с чем выбирают неверную стратегию защиты.

Приведем наиболее актуальные для Вас примеры специальных сроков исковой давности:

Требование

Срок исковой давности

Требования, предъявляемые в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда (кроме случаев капитального строительства).

1 год

Требования, связанные с перевозкой груза

1 год

Требования, вытекающие из договора страхования

2 года

Не стоит думать, что истечение срока исковой давности на 100% гарантирует Вам защиту от требований контрагента. Необходимо учитывать действия Ваших работников (особенно, бухгалтера), чтобы не допустить признания долга.
С какого момента начинает течь срок исковой давности?
Течение срока исковой давности зависит от того, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Данная формулировка создает предпосылки для возникновения споров между сторонами, например: «Я узнал позднее, чем об этом заявляет ответчик».
Достаточно часто между сторонами возникают споры относительно момента начала срока исковой давности, так как определение этого момента может обеспечить победу в судебном споре.

Пример:

Вы поставили товар 10.06.2022 (и подписали передаточный документ), однако контрагент товар не оплатил. По условиям договора поставки контрагент должен оплатить товар в течение 5 календарных дней с момента подписания передаточного документа. Следовательно, 16.06.2022 вы узнали о том, что Ваш контрагент не заплатил за товар (т.е. когда был пропущен срок на оплату). Таким образом, последним днем на подачу иска будет 16.06.2025.

Несмотря на очевидность примера, даже в таких случаях могут возникать споры (а суды могут принять сторону оппонента).
В нашей практике был случай, где в очевидной ситуации возник спор об определении момента начала течения срока исковой давности.

Заказчик и Подрядчик заключили договор на выполнение работ. Подрядчик выполнил работы и предъявил их к оплате 04.11.2020, однако Заказчик оплатил их только 18.05.2021 и не в полном объеме, так как посчитал, что работы выполнены некачественно. (Подрядчик, естественно, с этим не согласился).

Спустя три года - 17.05.2024 Подрядчик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности.

Заказчик заявил в суде о пропуске срока исковой давности, так как с даты, когда работы должны быть оплачены (04.11.2020), прошло более трех лет.

Подрядчик попытался оправдаться: мы узнали о том, что нам оплатили не всю стоимость работ в момент, когда Заказчик перечислил на наш расчетный счет денежные средства (18.05.2021), следовательно, срок исковой давности не пропущен.
Такая логика позволяла Подрядчику сдвинуть срок исковой давности до 20.05.2024. К нашему удивлению, суд прислушался к Подрядчику и продолжил рассмотрение дела. Но, к счастью, нам удалось переубедить судью, что такая логика противоречит нормам законодательства.
Для определения срока исковой давности по требованиям, связанным с оплатой товаров/работ/услуг, следует руководствоваться исключительно сроками оплаты, согласованными сторонами в договоре.
Приостановление срока исковой давности
Законом предусмотрены ситуации, когда срок исковой давности «продлевается» в связи с возникновением определенных обстоятельств, т.е. приостанавливается течение срока исковой давности. Приостановление срока происходит в связи с наличием каких-либо обстоятельств, препятствующих конкретному лицу обратиться в суд.

Основным способом для «продления» срока исковой давности в арбитражных спорах является претензионный порядок.
По общему правилу, перед подачей иска в суд истец должен направить в адрес ответчика претензию с указанием своих требований. Срок ответа на претензию, как правило, устанавливается договором. Но в случае, если такой срок сторонами не установлен, то используются общие правила Арбитражного процессуального кодекса – срок ответа составляет 30 календарных дней с момента направления претензии в адрес ответчика.

Период времени, в течение которого стороны пытаются урегулировать возникший спор, исключается из срока исковой давности. Иными словами, если вы направили претензию, то срок исковой давности продлевается в соответствии со сроком ответа на претензию.
Важно учитывать, если Ваш контрагент ответил на претензию раньше срока, установленного для претензионного порядка, то исковая давность продлевается только на период фактического урегулирования спора (т.е. срок исковой давности приостанавливается до момента, когда вы получили ответ на претензию).
Например, последний день на подачу иска 10.06.2025. Вы 09.06.2025 направили контрагенту претензию с требованием уплатить долг, следовательно, срок исковой давности продлевается на 30 календарных дней до 09.07.2025, если контрагент не направит свой ответ раньше установленного срока или направит ответ позже.

В случае, если вы 09.06.2025 направили претензию, а ответ на нее вам поступил 13.06.2025, то срок исковой давности приостановиться на 4 дня (а не на 30, как установлено законом), поскольку направление претензии и получение ответа на нее считается соблюдением претензионного порядка сторонами.

По этой причине, необходимо внимательно отслеживать сроки направления претензий и ответов на них, так как такая формальность, может стоить вам проигрыш десятков миллионов рублей.

Расскажем случай из практики:
Заказчик и Подрядчик заключили договор на выполнение работ стоимостью 1 млрд. руб. Работы должны были выполняться на протяжении 5 лет, так как договор предполагал выполнение большого объема работ, связанного со строительством целой группы объектов недвижимости.

Стороны систематически допускали нарушения сроков по договору, но в суд никто не обращался, так как стороны были связаны долгосрочным договором и большинство спорных вопросов решалось при личном общении. При этом, претензионная переписка сторонами велась.

В очередной раз между сторонами возник спор относительно качества одного из построенных объектов. Подрядчик 03.02.2020 предъявил к оплате работы стоимостью 50 млн. руб., а Заказчик их не оплатил.

16.03.2020 Подрядчик отправил Заказчику претензию с требованием оплатить работы. В свою очередь, 20.03.2020 Заказчик ответил на претензию отказом. При этом, в личном общении представитель Заказчика обещал согласовать оплату, несмотря на наличие замечаний по качеству.

10.02.2023 Подрядчик обратился в суд с иском о взыскании задолженности по спорному объекту.

Как итог – Подрядчик пропустил срок исковой давности по требованию об оплате работ на 50 млн.

Суд встал на сторону Заказчика и отказал в иске, поскольку вопреки доводам Подрядчик срок исковой давности был приостановлен только 4 календарных дня (с момента направления претензии до момента получения ответа от Заказчика), следовательно, срок исковой давности истек 08.02.2023.
Перерыв течения срока исковой давности.
Течение срока исковой давности прерывается совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. Данная формулировка означает, что срок исковой давности начинает течь заново, если ваш контрагент совершил действия, свидетельствующие о признании долга, или признал долг в письменной форме. При этом, в первом случае, перерыв течения срока исковой давности возможен только в пределах срока исковой давности.

Классическим примером действия, свидетельствующего о признании долга, является подписание сторонам актов сверок расчетов. Таким образом, если ваш работник уполномочен на подписание актов сверок и заключение с контрагентами сделок (как правило, таким лицом выступает главный бухгалтер организации), то подписание им актов сверок с контрагентами может прервать течение срока исковой давности и повлечь для Вас негативные последствия в виде предъявления контрагентом "задавненных" требований.
Пример:

Вы поставили товар 14.06.2021 (и подписали передаточный документ), однако контрагент его не оплатил. Товар должен быть оплачен в течение 4 календарных дней с момента подписания передаточного документа, т.е. не позднее 18.06.2021. Следовательно, по общему правилу, срок исковой давности истекает 19.06.2024.

19.05.2024 (за месяц до истечения срока исковой давности) года вы направили претензию с требованием оплатить товар, а 21.05.2024 вы получили ответ от контрагента, в котором он указал, что согласен с требованиями, однако не может оплатить в связи с финансовыми трудностями. Таким образом, контрагент письменно признал долг, и срок исковой давности начал течь сначала. В таком случае срок исковой давности по вашим требованиям истекает 21.05.2027, а не 19.06.2024.
Мы рекомендуем
Как минимизировать риски, связанные со сроками исковой давности
  • Не игнорируйте претензии и письма контрагентов
    Позволит вам своевременно отреагировать на требования контрагентов и не допускать ошибок
  • Ведите учет сроков оплаты в разрезе каждого контрагента
    Позволит вам контролировать сроки исковой давности, чтобы своевременно обратиться в суд
  • Фиксируйте все действия - переписка, акты, дополнительные соглашения
    Позволит вам подтвердить истечение срока исковой давности или его восстановление
  • Убедитесь, что ваш ответ не восстановит срок исковой давности
    Позволит защитить себя от "старых" требований
  • Обращайтесь к юристам заранее
    Позволит не упустить ключевые моменты, которые в будущем могут помочь при рассмотрении дела в суде.
Данная статья подготовлена юристами нашей компании. Мы надеемся, что она помогла. Если вы не согласны с содержанием данной статьи или у вас остались вопросы, мы будем рады Ваше обратной связи по адресу электронной почты: info@proteris.pro

Компания "Протерис"
С заботой о Вашем деле
Хотите получить бесплатную консультацию по вашему спору?
Свяжитесь с нами или оставьте заявку на сайте, и наши юристы помогут вам оценить шансы в суде и правильно подготовиться к процессу.